В 448 году до Р.X. Перикл поручил архитектору Иктину и скульптору Фидию строительство Парфенона в Афинах. Принимая это решение, великий государственный деятель думал в первую очередь о проблеме «полной занятости» населения. Через 10 лет после начала работ на вершине песчаниковой скалы в южной части Афин высилась грандиознейшая из храмовых построек античности, совершенное творение архитектуры и вершина греческой классики. Но великолепного святилища Афины Парфенос, покровительницы города, современники не оценили и обвинили Перикла в расточительстве.
Несмотря на это Парфенон, венчающий афинский Акрополь, стал для грядущих поколений символом духовного, культурного и политического величия классической Греции. Правда, в Средние века его превратили в церковь Девы Марии, а позже весь Акрополь стал резиденцией франков-крестоносцев.
Турки, только завоевав Афины, по велению султана немедленно устроили в Эрехтейоне гарем. В 1687 году, когда город осаждали венецианцы, взорвался пороховой склад, который у турок располагался как раз в Парфеноне. И теперь уже невозможно установить, когда именно пропала знаменитая статуя Афины, украшенная слоновой костью, золотом и драгоценными камнями. В начале прошлого века лорд Эльджин, большой ценитель искусства, велел снять с фронтонов прославленные скульптуры Фидия, а также метопы и продал их в 1816 году Британскому музею, где они хранятся и поныне.
Уже несколько десятилетий кислотные дожди и ядовитый смог над греческой столицей размягчают мраморные блоки. В 1920-е годы их укрепили железными скобами, но и те проржавели и вздулись, так что камни Акрополя во многих местах пошли трещинами.
Только ранним утром, если двигаться в сторону Акрополя по Священной дороге (lera Odos), то Верхний город на миг представится окутанным атмосферой древности, особенно когда вдали еще виднеется синяя полоска моря.
Фантазия помогает оживить эпоху и раз в 4 года - в дни панафинейских празднеств: жители Афин тянутся к Акрополю по той же дороге от главной площади Агоры.
Древние греки входили в священный Акрополь, где в центре стоял некогда пестро раскрашенный Парфенон, по ровным плитам мостовой. Когда на специальном месте убивали жертвенных животных, отовсюду раздавались крики сов, священных птиц мудрой Афины. Ее 12-метровую статую создал прославленный Фидий, но это далеко не единственное изображение богини.
На восточном фронтоне храма, окруженного дорическими колоннами, пораженные посетители видели вырезанное в камне рождение Афины: на глазах у собравшихся богов Гефест раскалывает топором голову Зевса и на свет появляется Афина в полном боевом снаряжении.
Несмотря на внушительные размеры, Парфенон не кажется громоздким. Дорическая постройка (с ионическими элементами и аттическими формами) благодаря едва заметному наклону колонн внутрь и легкому изгибу горизонтальных линий кажется суживающейся кверху.
Богине победы Нике посвящен изящный храм. В отличие от обычных изображений Нике Аптерос здесь без крыл: победа никогда не должна покидать Афины. Фриз этого храма получил существенные повреждения в эпоху турецкого завоевания. Изображенные на нем сцены борьбы между персами и греками весьма нетипичны для храмов Эллады: как правило, греческие художники воплощали мифологические, а не исторические сюжеты.
Эрехтейон, посвященный Афине Полиаде, ее противнику Посейдону, мифическому прародителю жителей Аттики Кекропу и Эрехфею, выделяется среди прочих построек Акрополя изяществом архитектурного стиля. Он был задуман как место погребения и украшен портиком с кариатидами - колоннами в виде юных дев. Раньше внутри находились деревянная статуя Афины и священное дерево - маслина, дарованная ею афинскому народу после ее победы в споре с Посейдоном. От двух следующих один за других залов, связанных пятью порталами, сохранились только внешние колонны и часть кесоннированного потолка.
Но замечтавшийся посетитель быстрее, чем ожидает, вернется к настоящему: некоторые здания уже давным-давно стоят в лесах, и реставрационные работы будут длиться еще долгие годы. Мраморные блоки доставляют с Пентеликона, отрога горы Парнет к северо-востоку от Афин. С их помощью строители пытаются восстанавливать Акрополь - полную противоположность Цементополя, как пренебрежительно называют жители Афин современную столицу Эллады